Тайна зеницы ока
Обычному человеку сложно представить, как можно оперировать глаз маленького ребенка, чтобы поменять ему хрусталик при врожденной катаракте. Однако сами хирурги-офтальмологи такую операцию проблемой не считают: методики отработаны, а точности их движений могут позавидовать ювелиры.
Исправить ошибку природы
Проблема для них в другом. Сделали операцию, ребенок все видит, развивается, растет. Вместе с ним растут глаза. И тот хрусталик, что вчера прекрасно ему подходил, сегодня становится мал. У малыша портится зрение. Делать ему еще одну операцию? Но ведь он постоянно растет, нельзя же травмировать хрупкий орган постоянно. Врачи нашли способ обхитрить природу. В глаз ребенка имплантируется хрусталик, а когда маленький пациент подрастает, ему делают операцию по замене не всего хрусталика, а только его оптической части. Это малотравматично и позволяет гармонично развиваться и самому крохе, и его глазам.
К замене хрусталиков мы еще вернемся, а пока продолжим рассказ про детей, чьему зрению в Чебоксарском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова уделяют особенное внимание. Это можно заметить и по большому количеству малышей в коридорах поликлиники. Сюда родители привозят детей из многих регионов страны с самыми разными патологиями: от близорукости и астигматизма до сложных аномалий, в том числе и врожденных.
Кстати
Европейские ученые считают, что у вовремя прооперированных детей качество жизни выше и они лучше развиваются, чем в тех случаях, когда они вынуждены носить очки или контактные линзы.
Есть аномалии, которые практически нигде, кроме как в Чебоксарском филиале, не лечатся. Артуру из Татарстана в следующем году идти в школу, и когда он проходил медосмотр, который обязателен для будущих школьников, врач обнаружил, что один глаз мальчика видит прекрасно, а со вторым серьезная проблема. Мама рассказала: она не раз наблюдала, что ее сын как-то странно рассматривает книжки, слишком близко подходит к телевизору и смотрит его, наклонив голову на бок. Однако считала это баловством, а теперь ей стала понятна причина такого поведения: анизометропия — так называется патология, когда один глаз видит намного хуже второго.
«Домашние» доктора рекомендовали ехать в Чебоксары: если диагноз подтвердится, то здесь хирурги смогут исправить дефект. Мама будущего школьника надеется, что сын пойдет в первый класс уже с хорошим зрением. Оперативным лечением этой патологии у детей занимаются только в одной из московских клиник и в Чебоксарском филиале МНТК «Микрохирургия глаза». На счету наших специалистов есть даже докторская диссертация по этой теме, и еще готовится несколько кандидатских. В них описывается опыт таких вмешательств со статистикой отдаленных последствий, которую накопили за все годы.
Европейский уровень
Впрочем, собственных «фишек» у чебоксарских специалистов клиники более чем достаточно. Бывают случаи, когда человек в результате травмы остается без радужной оболочки глаза. Это не только косметический дефект, это еще и для здоровья вредно — жить без радужки. Помочь пострадавшим людям было непросто до тех пор, пока микрохирурги из Чебоксар не создали искусственную радужную оболочку из специального полимера и не наладили ее производство в Нижнем Новгороде. Нередко ее имплантируют вместе с хрусталиком, что называется, ремонтируют глаз капитально.
Бывает, к счастью, редко, что дети рождаются без радужки. Детям имплантировать ее нельзя, у них свои проблемы, но ребятишки же вырастают. И оказывается, что даже в этом случае вживлять искусственную радужку можно не во всех случаях. А как выяснить, кому стоит делать операцию, а для кого это только дополнительные переживания? Ведь обидно, когда человека обнадежили, а операция оказалась неудачной.